2010-е годы - это не просто чёрная полоса Петербурга. Это полоса полной беспросветности и пробития одного дна за другим.
Всё то хорошее, что начинали налаживать в конце 2000-х, было в лучшем случае "закрыто на выполненном объёме" или вообще забыто.
К 2019 году город подошёл без свежих долгосрочных проектов, идей или какого-либо видения будущего.
Ровно поэтому очень сложно подводить итоги года. Когда в прошлые года я собирал обзоры, всё хорошее было либо результатами проектов прошлого, либо тем, что удалось с трудом наскрести. И всё это было, как правило частной иннициативой.
Всё худшее - было чем-то набиравшим свой вес, будто снежный ком, запущенным и инерционным. Ещё больше оно разросталось и 2019-м.
1. Город продолжает неконтроллируемо расти.
Стремительное обрастание города многоэтажной субурбией - это уникальный для всего мира кейс, особенно в свете того, что вся эта субурбия - ценная для её обитателей частная, и как правило, долгосрочно закредитованная собственность.
Что ещё страшнее - собственники чувствуют, что общество должно обустраивать их жизнь. Этот обман - следствие бездействия как города, так и государства в целом, с которым рано или поздно придётся разбираться.
А пока что к мейнстримным Парнасу, намыву, Кудрову и Мурину плавно добавляются Каменка, Бугры, Всеволожск с пригородами, Яннино, Колтуши, Южное Рыбацкое (Металлострой), стремительно растущие предместья Колпина, Славянка, Ново-Сергиево и прочие антигородские образования.
2. Город окончательно распугал инвесторов и подрядчиков.
Пока все следили за драмой с открытием станций метро в Купчине и выплатой зарплат строителям Метростроя, практически незамеченными остаются финансовые проблемы многих других строительных компаний, как например строившего Петербургские мосты Пилона.
Сложности испытывают строительные компании, занимавшиеся жилым строительством. Всё это убивает доверие инвесторов к Петербургу, как к потенциальному центру инвестирования, что негативнейшим образом сказывается на возможностях развития города.
Кто будет восстанавливать имидж города перед потенциальными инвесторами и подрядчиками пока что совсем неясно.
3. Устаревшие на десятилетия транспортные проекты
Впервые за 10 лет город начал активно пытаться развивать транспортную систему. Как минимум, он обозначил намерение. Но вместо изучения и внедрения лучших практик нам предложены:
- ВСД - безумно дорогая внеуличная автомагистраль, целевой аудиторией которой станут жители новостроек Ленинградской области, которым будет суждено заполнить своими автомобилями город
- Трамвай в Славянку - реинкарнация идей раннего Лужкова с подвозкой жителей пригородов к конечным станциям метро с помощью различных вновь создаваемых систем транспорта, не включённых в общегородскую систему
- Замена маршруток автобусами - попытка в очередной раз перелатать маршрутную сеть города без комплексного её переосмысления
Каждый из проектов обойдётся городу в десятки и сотни миллиардов рублей, но при этом не сможет качественно ничего поменять.
4. Стремительная потеря городом деревьев
Деревья в Петербурге рубят всю мою жизнь. Под новые стройки, под новые дороги. Рубят и просто так. Защищая происходящее, нам, как правило объясняют, что уничтоженные деревья старые и больные, однако, в свете этого не очень ясно почему за 20 лет на месте уничтоженных "только по старости" аллей не появляется ни одного нового дерева.
5. Таинственная история Спортивно-Концертного Комплекса.
Любые тайны провоцируют недоверие. Особенно, когда внутри здания идут противоаварийные работы, а различные эксперты изо всех сил объясняют, что здание не представляет ценности. Важно понимать, что СКК может выступить маркером готовности городского сообщества "сдать" историческую застройку города. Причём сдать далеко не под разумное обновление или ограниченное уплотнение, а, учитывая методы применяемые в случае с СКК, под совсем другие цели.
Тем беспокойнее становится за СКК, да и за другие здания, особенно те, которые ценны для нас, но не признаны памятниками.
Лучший пост для последнего дня десятилетия. Не правда ли?
Отличная возможность спасти испорченное настроение - ниже: